Как современные технологии влияют на речевой аппарат ребенка?

rO83Oq537_Y

Современные технологии развиваются быстрыми темпами и плотно входят не только во взрослую жизнь, но и в жизнь детей.

Наряду с положительным влиянием информационных технологий (значительно расширяются образовательно-воспитательные возможности, система коммуникации, досуг) существует и негативное воздействие.

Родители очень безответственно поступают, когда сажают перед экраном телевизора, компьютера или же планшета своего маленького ребенка, который едва научился сидеть и ходить. Таким образом, они хотят, чтобы ребенок не отвлекал их, ничего не просил, не хулиганил. А параллельно с этим приобщался к цивилизации, узнавал что-то новое, так сказать «развивался». Однако родителями допускается огромная ошибка, в которой таится серьёзная опасность! Домашний экран, к сожалению, становится главным «воспитателем». Он вытесняет из жизни ребёнка увлекательные и полезные моменты: чтение сказок, колыбельные песенки, разговоры малыша с родными и совместные игры. А, как известно, правильное развитие ребёнка, особенно речевое!, происходит через непосредственный контакт его со взрослым!

Современные технологии в раннем возрасте и в недозированных объемах отрицательно влияют на детский организм, вызывая комплексные проблемы со здоровьем в различных областях. В данной статье я не буду говорить о таких проблемах как: неправильная осанка, дефицит движения и дефицит концентрации внимания, нарушение зрения, нарушение психики… что является следствием неверного взаимодействия ребёнка и современных технологий. Поговорим о том, как отрицательно сказывается это на речи ребенка.

Родителям кажется, что когда их ребенок проводит за планшетом, смартфоном, телевизором много времени, то соответственно он будет самостоятельно учиться познавать мир, и при этом не будет отвлекать их от столь важных дел. Ведь есть дела куда важнее, чем собственный ребенок… Однако впоследствии, такие поступки родителей, а также использование технологий в раннем возрасте, проявляются и приносят массу проблем.

Согласно данным специальных исследований, в наше время примерно 25% детей (4-х лет) имеют нарушения в речевом развитии. Они позже начинают говорить и читать, их речь бедна и примитивна, также наблюдаются проблемы со звукопроизношением, в результате чего требуется логопедическая помощь. А ведь в середине 70-х годов дефицит развития речи у детей (того же возраста) наблюдался лишь у 4%. Проблема на лицо!

Уже сейчас можно увидеть как многие дети, которые учатся в начальных классах, не могут правильно сформулировать свои мысли, построить элементарные предложения. В их речи фигурируют слова — паразиты, такие как: «короче», «типа», «это самое», «как бы», «ну», «как его» и т. п. Дети плохо и медленно читают и не могут донести до слушателя (родителя) прочитанное, не умеют выразить чувства словами.

Казалось бы, ну какая разница — научились говорить, могут общаться и хорошо. А дело в том, что весь внутренний мир складывается именно при помощи слов! Ведь когда мы думаем, хотим что-то сказать или создаем какую-то идею, мы мысленно строим модель внутри себя, как-будто «проговаривая» себе те планы, слова которые хотим выразить. И если речь пуста, то и внутренний мир богатством не сможет похвастаться. Только представьте, какие книги будут написаны «безречевым» поколением.

Несмотря на то, что ребенок постоянно слышит речь от гаджета, он не отвечает ему, не взаимодействует с ним, в результате его речевые навыки не развиваются, как при общении с живыми людьми.

Речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением. Это средство осознания своих переживаний, чувств и сознания себя в целом!

Сказанное выше вовсе не означает призыва исключить телевизор, компьютер и прочее из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *